Skip to content

Технология изготовления лаковой миниатюры

Технология изготовления лаковой миниатюры published on Комментариев к записи Технология изготовления лаковой миниатюры нет

Подготовка

Всё начинается с заготовки, так называемого «белья». Конечно, всё начинается гораздо раньше, с идеи. С идеи формы, с идеи функциональности, с идеи изображения. Но, поскольку в мои планы не входит описание творческого процесса, а только процесса технологического, то и начинается всё с заготовки. Первым делом заготовка шкурится, покрывается водным раствором клея ПВА и после высыхания снова шкурится. Обработка раствором ПВА служит для того, чтобы краска не так сильно впитывалась в дерево, да и вообще вела себя более предсказуемо на деревянной поверхности. После высыхания оставшийся ворс поднимается и, когда зашкуришь поверхность второй раз, она уже не будет такой шершавой. Заготовки в основном делают из липы. Липа легко обрабатывается, имеет почти белый цвет и не слишком яркую фактуру, что важно для росписи, особенно когда древесина является фоном.

Заготовка неваляшки колокольчика с карандашным наброском
Заготовка неваляшки колокольчика с карандашным наброском

Рисунок

Теперь можно наносить рисунок. Общие контуры делаются карандашом, а потом красками. По дереву можно расписывать практически любыми красками. Акварель, гуашь, акрил, темпера — всё это подходящие типы красок. Работа покрывается лаком и можно не ограничивать себя в выборе краски. В зависимости от сюжета, деревянная поверхность может покрываться полностью так, что структура дерева становится не заметна либо так, что дерево выполняет роль фона. В некоторых случаях участки дерева покрываются тонким полупрозрачным слоем краски так, что это делает рисунок дерева более явным.
Для нанесения мелких деталей используется беличья кисточка «единичка». Для закраски фона нужно брать кисть потолще.

В руках мастера
Неваляшка колокольчик

Неваляшка колокольчик

Готовая работа без лака
Неваляшка колокольчик
Лакировка

После того, как рисунок готов, осталось только покрыть лаком. Лак предохраняет нестойкие к воздействию воды краски и, в конце концов, делает миниатюру лаковой. Лаком нужно покрывать минимум в три слоя. Каждый слой должен сохнуть не менее суток (это для тех лаков, что мы пользуемся). Лакировка, таким образом, добавляет к общему времени изготовления три дня, а иногда и больше. Мы используем два способа покрытия: нанесение лака с помощью, например, поролона и окунание. Для окунания работа нанизывается на специальный штырь с крючком. Если работа маленькая, то её можно саму макнуть в лак, если большая, то удобнее поливать лаком сверху ложкой или из бутылки.

После первой лакировки
Неваляшка колокольчик

Окончательный вид под четырьмя слоями лака
Неваляшка колокольчик
Лак очень сильно усложняет процесс съёмки. В зеркальной поверхности всё норовит отразится и забликовать. Живые работы выглядят лучше, чем на моих фотографиях

Добавить комментарий

Войти с помощью: